А действительно, выгодно ли содержать прицеп?
Убедиться в эффективности использования автомобиля с прицепом несложно. Для примера возьмем «Газель» с 1,5-тонным прицепом и две «Газели» суммарной грузоподъемностью 3 т.
Разница видна даже по стартовым затратам. Автопоезд обойдется минимум в 650 тыс. руб. (500 тыс. руб. за автомобиль и 150 тыс. руб. за прицеп), а две машины потянут на 1 млн руб. При покупке иномарки (Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer и т.п.) разница еще больше.
Давайте решим задачку!
В качестве отправной точки используем 22 рабочих дня в месяц и 252 в год.
Размер зарплаты используем 30 тыс. руб. за управление одиночным автомобилем (1364 руб. в день) и 35 тыс. руб. за управление автопоездом (т. е. с надбавкой за категорию «Е»).
Размер ЕСН (единый социальный налог) установлен государством, и менять его мы не можем, поэтому просто воспримем показатель как данность.
Среднесуточный пробег транспортного средства установим в размере 100 км.
Понятно, что зачастую он гораздо больше, но если владелец машины с прицепом возит мебель или стройматериалы в пределах города или другого населенного пункта, эта цифра вполне корректная.
Расход топлива берем из опыта эксплуатации «Газели» и норм расхода топлива для городского цикла: 20 л/100 км.
При грамотной эксплуатации транспортным средством расход горючего у автомобиля с прицепом увеличивается всего на 20 %. Для прицепа не нужен отдельный водитель, а это экономия на зарплате. Затраты на техническое обслуживание у прицепа копеечные, а расходы на ремонт существенно ниже аналогичных расходов на автомобиль.
Конечно, можно посчитать остаточную стоимость транспортных средств по истечении 5 лет эксплуатации. К тому моменту цена «Газели» вряд ли превысит 10 - 15 % от первоначальной стоимости, т. е. составит не более 50 - 75 тыс. руб. Примерно такой же остаток характерен для прицепа, за который можно будет выручить 15 - 20 тыс. руб. Но даже с учетом этих данных выгода от использования автомобиля с прицепом налицо. А раз так, то спрос на прицепы полной массой 750 – 3 500 кг в России будет расти.
Сравнение расходов на содержание и эксплуатацию автомобиля с прицепом в расчете на один месяц, руб.
Контрольные параметры |
Автомобиль г/п 1500 кг |
Два автомобиля г/п 1500+1500 кг |
А/м с прицепом г/п 1500+1500 кг |
Розничная цена | 500 000 | 1 000 000 | 650 000 |
Амортизация автомобиля | 8 220 | 16 440 | 10 684 |
Затраты на топливо при пробеге 2200 км в месяц | 12 760 | 25 520 | 15 312 |
Зарплата водителя при 22 рабочих днях | 30 000 | 60 000 | 35 000 |
ЕСН (30 % от зарплаты) | 9 000 | 18 000 | 10 500 |
Техническое обслуживание | 4400 | 8 800 | 5 500 |
Итого затрат в день | 2 926 | 5 852 | 3 500 |
Итого затрат в месяц, руб. | 64 380 | 128 760 | 76 996 |
Стоимость перевозки 1 т груза на 100 км. | 1 590 | 1590 | 990 |
Из таблицы наглядно видно, что при прочих равных условиях (перевозка одинакового груза массой 3 тонны на двух автомобилях и на автомобиле с прицепом) экономия составит 2 352 руб. в день или 51 744 руб. в месяц.
Таким образом, прицеп средней стоимостью в 160 тыс. руб. при ежедневной эксплуатации окупится за четыре месяца. Если использовать прицеп всего один раз в неделю, то срок окупаемости немного увеличится и составит чуть более года. Но коммерсанты меня поймут: это очень достойный показатель!