Рано или поздно у владельцев автомобилей возникает вопрос, а нужна ли категория для прицепа? Существует несколько видов прицепов. Все зависит от такого к какому транспортному средству они будут прицеплены: легковые или грузовые. Если масса авто до 3.5 тонн, то перед нами легковой автомобиль. Всё что свыше - грузовой.
Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" ФЗ- No 196 от 10.12.1995 (ред.от 26.07.2017) наличие категории "В" в водительском удостоверении достаточно для управления легковым автомобилем с прицепом. Но здесь есть некие ограничения и требования к самому прицепу:
Масса прицепа не должна превышать 750 кг;
масса прицепа больше 750 кг, но в совокупности автомобиль и прицеп не должны превышать 3.5 тонн.
Что же касается прицепов превышающих массу 750 кг, то здесь уже требуется категория ВЕ. К этой категории относятся легковой транспорт и небольшие грузовики, количество пассажирских мест не более восьми, с массой автомобиля не более 3.5 тонн. Придется заново проходить обучение, чтобы открыть данную категорию. При этом необходим опыт вождения, не менее одного года, если Вы получили водительское удостоверение совсем недавно, то открыть дополнительную категорию не получится. Для получения категории ВЕ необходимо:
- достигнуть возраста 18 лет;
- пройти медкомиссию и получить заключение о допуске к управлению транспортного средства с данной категорией;
- пройти обучение в автошколе;
- успешно сдать необходимые экзамены;
- оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей (можно произвести оплату через портал Гос.Услуги там действует скидка в 400р, квитанцию в таком случае нужно будет распечатать на принтере);
- заполнить заявление;
- предъявить документ удостоверяющий личность (паспорт РФ);
- водительское удостоверение, которое аннулируют и вместо него выдадут новое с открытыми категориями.
Важно помнить, что при езде без категории предусмотрен штраф от 5000 до 15000 рублей. При этом водитель отстраняется от управления данным транспортным средством и оно отправляется на штраф стоянку, кроме штрафа владельцу придется оплатить расходы на перемещение и хранение. Подробнее изложено в ст.12.7 КоАП (кодекс об административных правонарушениях).
Разрешенная максимальная масса указывается в свидетельстве о регистрации автомобиля. У некоторых внедорожников и микроавтобусов это значение больше 2750 кг, т. е. вместе с прицепом разрешенной максимальной массой 750 кг более 3500 кг. Из-за этого некоторые сотрудники ГИБДД неправомерно пытаются привлекать к административной ответственности. Поэтому в 2009 году ГИБДД выпустило Указание No 13/5-16 с разъяснениями по данному вопросу.
"В настоящее время участились обращения граждан в Департамент ОБДД МВД России о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств, включающим автомобиль категории «В» и прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, в случаях, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, без разрешенной категории «Е» в водительском удостоверении. В целях недопущения подобных фактов при применении административного законодательства разъясняю следующее. Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. No 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил. Таким образом, водители, имеющие право управления транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, независимо от общей разрешенной максимальной массы такого состава транспортных средств. Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября, 1968 года), согласно которому, автомобиль категории «В» может буксировать легкий прицеп (разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг); он может также буксировать прицеп, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг. Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов. Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-лейтенант милиции В. Н. Кирьянов"
Теперь поговорим об одноосных и двуосных прицепах. Чем же они отличаются? Различия в цене, эффективности, а также тормозном пути. Конечно же двухосный будет стоить на порядок выше, чем одноосный. Лучше приобретать двухосные прицепы с тормозной системой. Наличие данной функции позволит в будущем перевозить достаточно тяжелые грузы. Наличие тормозной системы в прицепе дает огромный плюс - снижение нагрузки на кузов. Тормозная система бывает гидравлической и механической. У автомобилистов популярной является механическая. Почему спросите Вы? Потому что очень простая и по стоимости намного ниже, чем первая. Но неэффективная, поскольку быстро изнашивается. Также имеются различия в тормозном пути. При наличии у прицепа тормозов, его путь сокращается, в то время, как у прицепа без тормозов-увеличивается. На повороте у прицепа без тормозов может возникнуть занос, что может привести к аварийной ситуации, при наличии тормозов, автомобиль двигается по своей траектории и полосе, при экстренном торможении никакого заноса не произойдет. Но при выборе прицепа следует учитывать, что наличие тормозной системы дает дополнительную прибавку в весе.
Помните, управление транспортным средством с прицепом без наличия определенной категории, приравнивается к езде без прав и влечет за собой административную ответственность!