Так или иначе, все мы когда-то первый раз садимся за руль. Как правило, после получения водительского удостоверения опыта вождения как такового у новоиспеченного водителя крайне мало, да и в новостях постоянно мелькают сводки об автомобильных авариях, что может посеять дополнительные сомнения насчет дальнейшей «карьеры» новичка за рулем. Так как же вести себя за рулем, чтобы не натворить ошибок и не стать участником ДТП в первые же дни после получения прав?
Зачастую новичку трудно сразу научиться оценивать окружающую дорожную обстановку. Как правило, на первых порах все внимание водителя концентрируется на автомобиле, который едет непосредственно перед ним, ведь умение держать дистанцию является основополагающим в плотном потоке автотранспорта. По факту же, человек обязан уметь полностью оценивать окружающую дорожную обстановку, поскольку сюрпризы можно ждать откуда угодно: от пешеходов, перебегающих дорогу в неположенном месте, от водителей, не соблюдающих правила ПДД, от велосипедистов и так далее. Список возможных неприятностей, которые могут подстерегать неопытного «драйвера» на проезжей части, довольно обширен.
Если приходится ехать по незнакомой дороге, скорость в этом случае не стоит превышать. Учитывая качество дорожного покрытия на отечественных дорогах, на незнакомых участках могут быть выбоины и ямы, наезд на которые может сопровождаться не только повреждением автомобиля, но и съездом его в кювет, если скорость превышает допустимую.
В городском потоке внимание водителя могут отвлекать яркие рекламные вывески и баннеры. Обращать внимание стоит исключительно на дорожные знаки и указатели. Они хорошо заметны при движении в правом крайнем ряду, поэтому при необходимости желательно заранее перестроиться. Рассеяность и «распыление» бдительности может сыграть плохую шутку, поэтому все внимание новичка должно быть максимально сконцентрировано на дорожной обстановке.
Множество отвлекающих факторов может подстерегать водителя и внутри машины. Так, первое время переключение передач и даже манипуляции с педалями могут сопровождаться переведением внимания с дороги на рычаги управления автомобилем. К отвлекающим факторам также можно отнести разговоры по мобильному, мониторинг маршрута движения по навигатору либо карте, приведение в порядок внешнего вида, наконец. Список дел, которыми может заниматься человек параллельно с управлением транспортным средством, поистине может впечатлить. Согласно статистическим данным, отвлечение от дороги буквально на три секунды уже несет в себе потенциальную опасность. В любом случае, если у водителя вдруг появляются какие-нибудь неотложные дела, то их нужно решать, съехав за предел проезжей части, чтобы не нести опасности ни себе, ни окружающим.
Сказаться на реакции водителя может громкое прослушивание музыки, общение с пассажирами и даже курение. Так, слушать радио либо магнитолу желательно на 25% громкости, а ведение диалогов желательно и вовсе свести к минимуму, особенно если то и дело приходится поворачивать голову в сторону собеседника.
Важно понимать, что на первых порах нужно как можно меньше выезжать на дороги с плотным потоком движения и исключить излишне маневрирование между полосами. Со временем скованность и неуверенность пройдет, появится умение «чувствовать» габариты автомобиля, после чего водитель, наконец, начнет получать истинное удовольствие от поездок за рулем.